PureBallast
ballast water treatment

Одиннадцать представленных ниже пунктов - перечень ключевых вопросов, которые следует обсуждать с любым поставщиком. Для получения более подробной информации по выбору системы обеззараживания изучите обширные ресурсы Альфа Лаваль по управлению балластными водами.

1. Система имеет типовое одобрение IMO и Береговой охраны США?

 Конвенция IMO BWM, которая сегодня ратифицирована, является основным международным документом по системам обработки балластных вод. Соблюдение Конвенции BWM является обязательным.

Кроме того, очень важно, чтобы сертификат типового одобрения IMO был получен не очень давно. Порядок оценки систем разрабатывается с момента принятия Конвенции BMW в 2004 году. Сертификаты, выдаваемые уполномоченными независимыми организациями, сегодня предусматривают более тщательный подход к испытаниям, а также к вопросам, связанным с эксплуатационными ограничениями систем.

Кроме того, в настоящее время вступил в действие ряд национальных и региональных правил, в первую очередь Стандарт управления балластными водами Береговой охраны США. Чтобы иметь право на выгрузку балласта в территориальных вода США, система обеззараживания балластной воды судна должна иметь сертификат типового одобрения Береговой охраны США, система же с типовым одобрением AMS может использоваться в течение пяти лет с даты сертификации судна (начальной или продленной). Если для операционной деятельности судна достаточно выполнения требований для AMS, тогда как типовое одобрение этому не соответствует (например, при наличии ограничения времени удержания 72 часами), тогда может использоваться AMS (т.е. система может работать в режиме, соответствующем требованиям IMO).

Cоответствие требованиям нормативов Береговой охраны США очень важно и для судов, не ведущих операции в подпадающих под их действие акваториях, поскольку это снижает их продажную стоимость. Судно с системой обеззараживания балластных вод без типового одобрения Береговой охраны США будет очень трудно продать покупателю, планирующему работать на этом ключевом региональном рынке.

При выяснении наличия типовых одобрений IMO и Береговой охраны СШАочень важно посмотреть сертификаты, выпущенные уполномоченной независимой организацией. Это обеспечит большую достоверность и прозрачность. (См. Вопрос 2).

2. При сертификации использовалась вода со всеми присутствующими в реальной воде организмами?

Очень важно, чтобы любой сертификат типового одобрения был выпущен уполномоченной независимой организацией, которая в состоянии обеспечить надлежащий контроль и реалистичные условия проведения испытаний. Без прозрачности, обеспечиваемой независимой стороной, возможно упущение ряда потенциальных недостатков.

Например, организмы, обитающие вблизи водной поверхности, гораздо устойчивее к воздействию УФ-излучения, поэтому для их эффективной нейтрализации необходимо использовать УФ-лампы среднего давления. Но если в выращенной культуре эти организмы будут отсутствовать, то они могут просто выпасть из исследования. Однако в реальных морских условиях состав воды не регулируется, и в ней могут присутствовать самые разные организмы с разной стойкостью к использующимя методам воздействия.

Серьезные поставщики, понимающие реальные последствия нарушения законодательных нормативов, выбирают надежную технологию УФ-обеззараживания, находят прозрачную независимую компанию и тщательным образом испытывают свои системы. При испытаниях должна использоваться натуральная вода со всеми естественно обитающими в ней микроорганизмами, например, коловратками и шримсами, и, в идеале, в присутствии цветущих водорослей.

3. Система разработана специально для применения в реальных морских условиях?

Как ни странно, большинство систем обеззараживания балластных вод вышли из сферы обработки питьевой воды, проводимой на суше. Таким образом, использующиеся в них технологии только адаптированы под применение в морских условиях, а не изначально предназначены для этого.

В отличие от наземных систем УФ-обработки, в которые вода поступает после прохождения предшествующих стадий очистки, для систем обеззараживания балластных вод характерны наличие трудно поддающихся дезинфекции микроорганизмов, нестабильное качество воды, более высокие температуры и длительные периоды нахождения в них соленой воды . Система, предназначенная специально для эксплуатации в реальных морских условиях , естественно, лучше подойдет для выполнения данной задачи.

4. Устойчивы ли ключевые компоненты системы к воздействию морской воды?

Основные компоненты многих систем обеззараживания балластных вод выполнены из недостаточно качественных материалов, например, из стали 316L. Хотя сталь марки 316L широко используется в качестве конструкционного материала, при контакте с морской водой она подвержена коррозии. При изготовлении УФ-реактора, который в процессе работы заполняется морской водой, из стали 316L, в нем возможно образование коррозии уже через 5 лет эксплуатации, что ведет к значительным расходам, связанным с его заменой.

При выполнении ключевых компонентов системы обеззараживания из стойкого к воздействию морской воды материала, например, супераустенитной нержавеющей стали 254 SMO или AL6XN, их срок службы значительно увеличивается. УФ-реакторы, изготовленные из стали AL6-XN, , могут эксплуатироваться без замены 20 и более лет.

5. Насколько эффективно используется в системе УФ-излучение?

В энергоэффективном блоке УФ-обработки обеспечивается надежное обеззараживание микроорганизмов за счет того, что до них доходит все генерируемое лампами УФ-излучение. Геометрия проточной части реактора должна способствовать беспрепятственному и равномерному распределению УФ-излучения и поддержанию высокой степени турбулентности проходящего через него водяного потока. Это обеспечивает получение микроорганизмами достаточной для их нейтрализации дозы облучения.

При работе с замутненными водами, коэффициент пропускания УФ-излучения которых достаточно низок, требования к системе обеззараживания еще более жесткие. Применение специальных защитных трубок ламп из синтетического кварца обеспечивает пропускание более широкого спектра длин волн и способствует увеличению потока УФ-излучения для обеззараживания. (См. Вопрос 6).

6. Обеспечивает ли система эффективное регулирование мощности?

Регулирование мощности – это вопрос, частично связанный с энергоэффективностью системы. По понятным причинам, для удовлетворения требованиям действующих нормативов система обеззараживания балластных вод должна потреблять минимально возможное количество энергии.

Однако регулирование мощности также связано и с обеспечением эффективного биологического обеззараживания. Помимо эффективности действия, она должна иметь достаточный резерв мощности. Увеличение мощности может потребоваться в целом ряде случаев, в частности, например, при обработке балластной воды с очень низким коэффициентом пропускания в УФ-части спектра (см. Вопрос 5).

Отсутствие возможности увеличения мощности системы может ограничить использование судна в трудно поддающихся обеззараживанию водах. В лучшем случае, это приведет к замедлению балластных операций за счет соответствующего уменьшения расхода подаваемой на обработку воды. В худшем – станет причиной полного запрета входа в эти воды.

7. Предусмотрено ли в системе автоматическое выполнение цикла безразборной мойки (CIP)?

Если не применять никаких способов очистки, на стенках кварцевых защитных трубок УФ-ламп при работе системы обеззараживания будут накапливаться отложения карбоната кальция и ионов металлов. Эти отложения снижают эффективность обеззараживания, поскольку уменьшается поток пропускаемого защитными трубками ламп излучения.

Альтернативой безразборной мойки может служить механическая очистка, однако механические средства плохо справляются с отложениями ионов металлов, для удаления которых должны применяться моющие растворы с низким значением показателя pH. Таким способом также сложно очистить датчик УФ-излучения, служащий для измерения степени его пропускания. Загрязнение датчика может привести к увеличению энергопотребления системы по сравнению с расчетным или же возможно ухудшение эффективности регулирования.

Кроме того, любой способ механической очистки, включая и ручную, приводит также к образованию царапин на поверхности защитной трубки. Естественно, это также снижает общую эффективность обработки.

Короче говоря, проведенные испытания показали, что безразборная мойка CIP играет важную роль в обеспечении эффективной биологической дезинфекции в системе обработки балластной воды. В системах УФ-обеззараживания положительный эффект от мойки становится заметен уже после проведения одного цикла.

Отсутствие возможности увеличения мощности системы может ограничить использование судна в трудно поддающихся обеззараживанию водах. В лучшем случае, это приведет к замедлению балластных операций за счет соответствующего уменьшения расхода подаваемой на обработку воды. В худшем – станет причиной полного запрета входа в эти воды.

8. Предусмотрен ли всеобъемлющий мониторинг и встроенные системы безопасности?

Безопасность на борту – первостепенное требование. Это одна из причин выбора системы УФ-обеззараживания балластных вод, а не системы, в которой предусмотрено использование химических реагентов. Тем не менее, даже система УФ-обработки должна быть выполнена с учетом всех необходимых мер безопасности.

Контроль работы всех основных компонентов системы является обязательным. Например, должна иметься обратная связь о положении всех клапанов. Реактор должен быть оборудован датчиками температуры и уровня (преимущественно в системах с двумя реакторами), также должны быть предусмотрены встроенные средства остановки системы в случае перегрева или понижения уровня воды ниже допустимого. Указанные средства могут предотвратить серьезные повреждения оборудования при возникновении неисправности.

9. Автоматизирована ли система и достаточно ли просто оператору разобраться в ее работе??

Хотя количество и сложность бортовых систем растет, полезное время их работы и общая компетенция экипажей – нет. Это делает наличие автоматического режима работы обязательным требованием к системе обеззараживания балластной воды. Идеально, когда запуск и остановка системы осуществляется нажатием одной кнопки и в процессе рабочего цикла не требуется вмешательство оператора.

Предпочтительнее, чтобы система имела не текстовый, а графический пользовательский интерфейс, более наглядно отображающий общую обстановку и упрощающий выбор правильных решений, особенно при эксплуатации интернациональными экипажами. Для обеспечения максимального обзора и эксплуатационной гибкости система управления должна иметь возможность включения в интегрированную систему управления судном.

10. В состоянии ли поставщик системы подтвердить свои возможности?

При заказе любой важной установки способность поставщика обеспечить своевременную поставку имеет решающее значение для предотвращения дополнительных затрат. Установка системы обеззараживания балластных вод является достаточно сложной задачей, особенно когда она осуществляется в качестве модернизации. В этом часто участвует сразу несколько сторон, что требует от поставщика способности взаимодействовать со множеством партнеров и, при необходимости, осуществлять грамотное управление организацией работ.

Эти возможности приобретают еще большее значение сегодня, когда Конвенция BWM уже ратифицирована. Поскольку все суда в течение ближайших лет должны будут оборудованы системами обеззараживания балластных вод, тысячи этих судов будут конкурировать за ограниченные существующие ресурсы.

На сегодняшний день многие поставщики могут поставлять только небольшой объем таких систем и, следовательно, для расширения производства в ближайшие годы будет недостаточно мощностей. Другие поставщики просто не имеют достаточного практического опыта для грамотного проведения установки с участием нескольких соисполнителей. Чтобы своевременно получить сертифицированную по всем правилам систему, очень важно тщательно изучить базу установленного поставщиком оборудования и его послужной список.

11. Существует ли для системы хорошо развитая глобальная сеть сервисного обслуживания?

Выбор системы обеззараживания балластных вод имеет долгосрочные последствия, поскольку это оборудование должно функционировать в течение всего срока службы судна. Это потребует не только запасных частей, но и опыта в оптимизации системы на протяжении многих лет ее эксплуатации.

Оперативный доступ к сервисным услугам снимает беспокойство за состояние оборудования и способствует сокращению эксплуатационных расходов за срок его службы. Несвоевременное же проведение сервисного обслуживания может привести к нарушению судном нормативных требований. Очень важно, чтобы поставщик имел глобальную сеть сервисных центров , и идеально, если он может предоставить специальный комплект сервисных услуг для систем обеззараживания балластных вод.

При возможной продаже судна в будущем, наличие системы от  признанного в мире поставщика с глобальной сетью технической поддержки также может положительно отразиться на его продажной цене и числе потенциальных покупателей.